![]() |
|||||||
|
|||||||
![]() |
![]() |
||||||
«…По попущению божию умножися в нашей руской земли иконнаго письма неподобнаго изуграфы . Пишут от чина меньшаго, а велиции власти соблаговаляют им, и вси грядут в пропасть погибели, друг за другом уцепившися, по писанному: слепый слепца водяй,оба в яму впадутся, понеже в нощи неведения шатаются; …»Протопоп Аввакум, беседа четвертая (об иконном писании)
(Материал взят с сайта www.samstar.ru) |
СОВРЕМЕННАЯ ИКОНОПИСЬ«Современная старообрядческая иконопись в Беларуси»Рыбаков Иван Иванович Современная старообрядческая иконопись в Белоруссии непосредственно
связана с богатыми
традициями, существовавшими на этой земле. Прежде всего, надо отметить
В результате разгрома и «выгонки» староверов из Ветки в 1735 – 1765 годах, поморцы и федосеевцы переселяются вглубь Белоруссии и поселяются в Борисовском и Бобруйском уездах, где налаживают хозяйственную и духовную жизнь. Организовываются и иконописные мастерские, которые пишут иконы для создающихся моленных домов. Известно место, где работали иконописцы, и сложилась своя манера письма, это местечко Игуменск, сегодня этот город называется Червень Минской области. К сожалению имен мастеров мы не знаем, да это было и не в традиции подписывать свои работы, икона не предполагала ни чего личностного, кроме канонически правильного исполнения образа. Их иконы сегодня украшают наши храмы и являются уникальными по своему приему письма. В середине 19 начале 20 века в восточной Белоруссии, Витебской области работает иконописец Иван Васильевич Михайлов. Он выучил родного племянника Ивана Ипатьевича Михайлова этому искусству, который в последствии стал известным иконописцем и реставратором. Иван Ипатьевич Михайлов родился 12 февраля 1893 г. в дер. Пенты (ныне Браславский район Белоруссии). Творчество Гавриила Евфимовича Фролова и Ивана Ипатьевича Михаилова оказало сильное влияние на развитие иконописи в Прибалтике, где им пришлось жить и работать. С 1997 года при Борисовской поморской покровской старообрядческой общине организована и работает иконописная мастерская возглавляемая наставником общины Рыбаковым Иваном Ивановичем.
В своей работе мастерская старается придерживаться тех традиций, которые сложились на протяжении поколений в старообрядческой иконописи. Выполняются заказы по написанию новых и реставрации старых икон. Многие старые иконы находятся в плохом состоянии в связи с их, не подлежащим хранением. Над ними приходится много работать, чтобы восстановить тот намоленный веками образ и сохранить духовное наследие поколений староверов.
За прошедшее время трудами мастерской был заново спроектирован и создан иконостас в церкви Борисовской покровской поморской старообрядческой общины и частично отреставрированы старинные иконы для него. Для Минской Успенской старообрядческой общины написаны новые и отреставрированы все старые иконы. Была оказана помощь Бобруйским - Старофорштатской и Казанской поморским старообрядческим общинам, где была также проведена реставрация икон и написаны новые образы. Исполнялись работы и за рубежом республики. В 1996 году для Самарской поморской старообрядческой общины с проектирован иконостас и проведена работа по реставрации для него икон. В 2010 году для восстановленной первой Московской поморской преображенской общины спроектирован иконостас и частично написаны иконы, а также исполнялись заказы для частных заказчиков.
Иконы в Храме это не украшение, а прежде всего духовное окно в будущий мир. И чтобы оно оставалось таковым, необходимо строго придерживаться церковных канонов и традиций поколений.
Список литературы и источники:
|
||||||
| |||||||
|